Первые итоги платной эвакуации автомобилей

После принятия закона о платной эвакуации автомобилей и вступления его с 1 июля в законную силу — эвакуация набирает обороты. По официальным данным 6000 машин отправились на штрафстоянки Петербурга за три недели работы закона о платной эвакуации. Эвакуаторщики хотели бы наращивать темпы и дальше, но мешает нехватка сотрудников ГИБДД и низкие тарифы. Эвакуаторщики не скрывают, что будут настаивать на значительном повышении цены за перемещение задержанных авто.

Прошло три недели с тех пор, как в Петербурге вступил в силу закон о платной эвакуации машин. Между тем, представители рынка уже отмечают: количество задержанных автомобилей выросло. В ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей», курирующем спецстоянки в Центральном, Адмиралтейском и нескольких других районах, признают, что только за первые 10 дней июля вывезли на 27% больше транспортных средств, чем обычно. А с территории около Московского вокзала и вообще стали эвакуировать по 50 машин в день вместо 20. То есть здесь темпы работы выросли в 2,5 раза.

В общем по городу количество эвакуированных авто увеличилось примерно на 30%. «В центре рост составил 40%, на периферии – 20 – 25%. По некоторым данным, на спецстоянки за первые три недели июля поступило 6 тысяч автомобилей – столько же, сколько раньше задерживалось за месяц. По итогам июля общая цифра может составить 8 – 9 тысяч эвакуированных транспортных средств», – рассказали сотрудники ведомства. Впрочем, подчеркнули, что эти подсчеты – предварительные.

Эвакуацией сейчас занимаются пять компаний – они заключили договор с городом еще в 2008 году и пролонгировали его несколько раз. Это ГУП «Центр автостоянок и гаражей», ЗАО «Север», ООО «Исток», ООО «Нева-спорт» и ООО «Алькор». «Список уполномоченных организаций не изменился по сравнению со временем, когда задержание транспортных средств осуществлялось за счет города». Смольный попросту не успел провести конкурс среди подрядчиков сразу после принятия нового закона. Теперь отбор обещают организовать до начала 2013 года. Требования к компаниям будут в черновом варианте сформулированы уже осенью. «Как минимум, нужен будет опыт такой деятельности, оборудованная стоянка».

Сами эвакуаторщики по поводу новых условий работы особого оптимизма не питают. «Смущают тарифы. Горожане платят 2700 рублей за перевозку машины, а за штрафную стоянку – 30 рублей в час, – напоминает директор ассоциации специальных площадок Петербурга Борис Вьюшкин. – Такие цены ставят бизнес на грань рентабельности, а некоторых даже вынуждают уходить в минус. В результате приходится диверсифицировать деятельность: одни параллельно с эвакуацией создают платные стоянки, другие занимаются строительством. Полностью уйти из отрасли нельзя: на площадках уже скопилось достаточное количество невостребованной техники – не выбросишь же ее на улицу».

«До 1 июля при примерно таких же расценках на услуги у эвакуаторщиков было намного меньше рисков, – добавляет глава автоклуба «А-24» Денис Шубин. – Стоило увезти машину, и коммерсант точно знал, что Смольный возместит расходы на ее перевозку. Теперь же задержание транспортных средств горожане оплачивают из своего кошелька, и многие не торопятся это делать». Борис Вьюшкин приводит цифры: до 20% машин со спецстоянок не забирают вообще.

Свои претензии к ценнику на эвакуацию имеют и автомобилисты – им он кажется неоправданно высоким. Представитель межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Александр Холодов уже оспаривает финансовые положения «эвакуационного» закона в городском суде. «Петербуржцам сейчас приходится возмещать не только расходы на перемещение и хранение транспортных средств, но и прибыль погрузчиков, что противоречит статье 27.13 КоАП», – говорит он.

Нравится это или нет всем участникам процесса, но платная эвакуация будет развиваться и дальше, и масштабы ее будут расти. «В ближайшие месяцы уполномоченные организации станут понемногу наращивать мощности и увеличивать количество задержанных машин. Впрочем, свыше 10 тысяч автомобилей в месяц на спецстоянки попадать будут вряд ли», – отмечают в КТТП.

Эвакуаторщики признаются: с удовольствием увозили бы и больше – ведь в городе можно ежемесячно насчитать 60 тысяч неправильно припаркованных машин, но это не позволяют сделать ресурсы ГИБДД. «Задержание транспортного средства не может произойти без инспектора. Именно он выезжает на место, фиксирует нарушение и вызывает погрузчик. Учитывая, что в рядах ведомства прошло сокращение, а многие сотрудники относятся к эвакуации, как к «обязаловке», вряд ли можно прогнозировать колоссальное увеличение числа эвакуированных автомобилей», – объясняет логику коммерсантов Денис Шубин из клуба «А-24».

ГИБДД, по словам операторов спецстоянок, может сыграть с ними и еще одну злую шутку – если будет давать распоряжение на перемещение брошенных вдоль дорог «подснежников». В этом случае штрафстоянки заполнятся невостребованными автомобилями, что будет снижать ликвидность предприятий.

Поэтому эвакуаторщики и не скрывают, что будут настаивать на повышении цен на свои услуги. «Для того чтобы бизнес по перемещению и хранению задержанных транспортных средств был рентабельным, тариф на перемещение должен составлять не менее 4 тысяч рублей, а тариф на хранение – не менее 50 рублей в час», – делится расчетами генеральный директор ООО «Исток» Андрей Ельников. Борис Вьюшкин говорит о цифре в 3,9 – 4 тысячи рублей за эвакуацию машины и напоминает, что в Москве стоимость такой же услуги определена в 5,5 тысяч рублей: дополнительно к этому погрузчики получают еще и субсидию от города.

Заявки на тарифное регулирование владельцы спецстоянок подадут в Смольный в ноябре-декабре. К началу нового года комитет по тарифам определит, насколько обоснованы претензии представителей бизнеса. Пока же водителям и эвакуаторщикам остается только привыкать друг другу. Несмотря на то, что первые неприятные инциденты на дорогах уже случились, в КТТП утверждают, что общая обстановка спокойная. «До 2008 года бывало, что водители и стреляли на стоянках, и ругались, и дрались. Теперь ведут себя максимально корректно». Чтобы участникам дорожного движения было легче расставаться со своими кровными, в ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» на днях даже установили терминалы по приему банковских карт. Другие спецстоянки пока обходятся и без этого: водители скрипят зубами, но отдают наличные. «Люди понимают, что закон есть закон, и от оплаты услуг эвакуаторов никуда не уйти».

Закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств…» был подписан губернатором 25 июля 2012 года. Согласно ему, водители самостоятельно должны платить за вывоз неправильно припаркованных машин. Тариф на перемещение с 1 июля составляет 2,7 тысячи рублей, хранение стоит 30 рублей в час. Аналогичные условия действовали в городе до 2008 года, однако тогда услуги эвакуаторщиков были оценены гораздо выше – в 3584 рубля.

С 2008 по 2012 год транспортировкой брошенных у обочин транспортных средств занимался город. Он ежегодно выделял на услуги эвакуаторщиков 200 млн рублей, или 2,7 тысячи рублей за задержание одной машины. При таких условиях удавалось вывозить 6 тысяч неправильно припаркованных автомобилей в месяц. На большее бюджетных средств не хватало.